Я, Алексей Еремин, хочу поделиться с вами, уважаемые любители русского бильярда, своими соображениями о том, каким должен быть настоящий русский кий для этой игры. Многие игроки имеют свое собственное мнение об этом, вот и я выскажу сугубо личную точку зрения и попробую максимально обосновать каждый свой довод. А начну я с рассказа о том, как я стал мастером.
В моем случае все началось с игры в бильярд. Примерно пятнадцать лет назад я впервые взял в руки кий и подошел к бильярдному столу. И с того самого момента я полюбил эту игру. Прошло совсем немного времени, и бильярд стал огромной частью моей жизни. Как оказалось впоследствии, это было увлечение навсегда.
Невозможно сказать, сколько часов я провел в бильярдных. Я участвовал в бесчисленном количестве турниров и в еще большем числе коммерческих встреч. Выдающихся успехов я не достиг, но одна полка в шкафу до сих пор заставлена разными дипломами, статуэтками, кубками и другими наградами. Такой бильярдной карьерой могут похвастаться многие, кто-то из уважаемых читателей уже и сам встал на этот путь. Так что речь не о моих наградах.
Я вам хочу рассказать вот о чем. Я только начинал играть в бильярд, но спустя очень непродолжительное время мне захотелось иметь свой собственный кий. А так как я тогда был полным профаном в оборудовании для бильярда, то просто поехал в ближайшую контору, которая занималась продажей этих товаров, и по совету продавца приобрел недорогой станочный кий фирмы «Лангони». Однако пользовался я им очень недолго — до тех пор, пока однажды в бильярдной заезжий дилер не предложил мне кий неизвестного мастера. Так у меня появился первый запильный кий, который по сравнению с «Лангони» показался мне тогда настоящим чудом.
Я играл этим кием не меньше года, а после случай забросил меня на улицу Ташкентскую, в бильярдный клуб «Академия», где на тот момент находилась и бильярдная мастерская. Если покопаться в истории, то можно заметить, что первые ташкентские кии в Москве были именно оттуда, а не из города Ташкента, как многие думали. В этой мастерской я приобрел свой третий кий. Он тоже был запильным, но гораздо лучше моего.
Я не мог точно объяснить, в чем именно состояла разница между киями, но уровень моей игры на порядок улучшился. Новым кием я играл не один год, пока на смену ему не пришел кий Александра Сигачева. Этот кий был совершенно другим, он в корне отличался от трех предыдущих. Вероятно, кий был сделан по какой-то совершенно особой технологии — современной, динамичной, сродни американскому пулу, перенесенному на русский стол.
Я хочу сказать, что играл кием Сигачева очень много, и на том этапе был весьма доволен своим инструментом. Однако потом мне в руки попал кий Виктора Бойко — в мире бильярда эта марка известна под названием «поповский кий». Уж этот русский кий был просто великолепным инструментом, и поиграв некоторое время именно им, я стал задумываться, почему кии так отличаются друг от друга и можно ли сделать кий еще лучше. С одной стороны, мне тогда казалось, что лучше уж некуда, но с другой — я начал замечать множество нюансов игры разными киями. К счастью, у меня на тот момент сохранились почти все мои прежние инструменты, так что ничто не мешало мне начать сравнение.
Во-первых, сразу же бросалось в глаза то, что последний кий намного превосходил остальные по плотности.
Во-вторых, складывалось впечатление, что кий Бойко играл сам, что при сыгрывании тех или иных шаров не нужно затрачивать дополнительных мышечных усилий.
В-третьих, при замерах оказалось, что этот кий был гораздо короче всех моих предыдущих киев. Лично мне было очень удобно им играть, но этого нельзя было сказать об остальных. Позже я научился вычислять длину кия, необходимую конкретному игроку, — и, поверьте, рост человека для этого не имеет никакого значения.
Последнее, что я понял тогда, — это то, что я все-таки хочу играть классическим запильным кием. Я продолжал размышлять об изготовлении киев дальше, пробовал их делать сам, и на мои эксперименты ушло долгих четыре года. Что я только ни делал, куда я только ни ездил, какой литературы я только ни перечитал!
Все мои попытки продолжались до одной счастливой для меня встречи. Однажды я отдыхал с друзьями на Ладоге. В то время я очень много думал о том, как достичь в киях максимальной стабильности, как еще больше увеличить их плотность и так далее. Я много чего пробовал, ставил разные эксперименты. На тот момент была проведена огромная работа, было найдено большое количество различных способов для достижения поставленной задачи, но результат меня все еще не устраивал в полной мере. И тут случай помог мне.
В деревне, где мы жили, во всех домах было в обиходе много деревянной утвари: тарелки, кружки, ложки (и даже вилки), расчески, кадушки, какие-то корытца и так далее. Все эти предметы довольно долго использовали по назначению, а им хоть бы что: ровненькие, крепенькие и совсем не протекают. Друг рассказал, что в начале деревни живет мужик, который и делает эту утварь. Причем за посудой к нему приезжают не только из всех ближайших деревень, но даже из города.
Как вы понимаете, я — к нему. Изготовлением всей этой красоты занималась целая семья, а ее глава, Анатолий, был на вид лет пятидесяти и произвел на меня впечатление очень приятного и добродушного человека (надеюсь в ближайшее время опять его навестить). Я как на духу выложил ему, кто я, чем занимаюсь и в чем суть вопроса. Анатолий ответил, что в бильярде ничего не смыслит, видел игру пару раз по телевизору, и все, но помочь мастеровому человеку всегда рад. Правда, сразу предложил купить комплектик посуды.
Прежде чем рассказать мне, чем он пропитывает свои деревяшки, Анатолий много меня расспрашивал об изготовлении киев, выяснял, что должно получиться в конце концов, сетовал, что его изделия не имеют с моими ничего общего, и сомневался, будет ли толк от его советов, но в итоге все-таки выложил мне секрет, который после доработки на основе знаний которые уже были нами накоплены вошел в нашу технологию как проварка.
Проварка стала настоящей визитной карточкой наших киев. После первых же испытаний мы поняли: это настоящий триумф! Все-таки, наверное, старые мастера знали о дереве гораздо больше, чем мы сейчас, ведь все компоненты пропитки — незамысловатые дары природы.
На сегодняшний день все наши кии делаются в полном соответствии с традиционной технологией и проходят строгие испытания. Кий, который, на мой взгляд, не соответствует требованиям современного бильярда, никогда не увидит свет. Кстати, я всегда склоняюсь к персональному заказу кия. Это то же самое, что сшитый у хорошего портного костюм: сидит как надо, все удобно, ничего не жмет и не давит, словом, носить его — сплошное удовольствие.
Я часто слышу от заказчиков вопрос: «Я не очень хорошо играю. Может, мне нужен киек попроще?». На это я отвечаю так: «Я, Алексей Еремин, играю на гитаре, причем весьма средне, но я не купил себе какую-нибудь дешевую гитарку, а выбрал хорошего «испанца» за 1200 долларов. Ведь неважно, как я играю, важно то, что я получаю от этого удовольствие, а по моему мнению, удовольствие должно быть максимально полным».
Я никому не навязываю свою точку зрения — я просто призываю вас играть в бильярд и пользоваться при этом классными киями. Вот и все, и ничего более.
Если вы до сих пор не можете определиться с выбором кия, я постараюсь вам помочь. А если вам не понравится наша работа, то я подскажу нескольких, по моему мнению, просто отличных мастеров.
Алексей Ерёмин